Размер текста: - o +

На Гайдаровском форуме обсудили вопросы бюджета развития регионов

Герман Напольский 19-01-2021 12:01:14

Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет "тонких настроек" в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии "Как перейти к бюджету развития регионов", состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021. 

Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели.  Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.

Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов. 

Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», –  добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.  

«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.

 По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей. 

Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров. 

В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.

Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.

Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.

Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», –  сказал Смекалин.

Также он отметил, что руководство региона максимально оперативно корректирует региональное законодательство исходя из потребностей инвесторов. «Согласно рейтингу АСИ, по линии законодательства Ульяновская область одна из лучших по эффективности и применению», – добавил он.

Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин. 

В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги. 

По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он, сообщила пресс-служба Гайдаровского форума.


evrazesnews.ru

Показы: 716